Дренажные водопропускные трубы — это искусственные сооружения, которые прокладываются под автомобильной или железнодорожной трассой и используются для пропуска сточных вод. Вода может протекать через них непрерывно или через равные промежутки времени. Они также могут служить проходом для людей.
Водопропускные трубы и элементы используются в качестве альтернативы небольшим мостам. Когда технико-экономическая эффективность моста и трубы одинакова, предпочтение отдается мосту из-за таких преимуществ:
- не разрушает непрерывность земной массы;
- требует меньших материальных затрат по сравнению с мостом;
- высокая эффективность в насыпях с толщиной засыпки более 2 м. Толщина обратной засыпки от поверхности трубы до нижнего слоя дороги должна быть не менее 0,5 м.

Основные разновидности
В зависимости от материала различают:
- металлические;
- бетонные;
- железобетонные;
- пластиковые.
В зависимости от площади поперечного сечения изделия бывают:
- прямоугольные;
- круглые;
- овальные;
В зависимости от количества точек в сечении различают:
- одноточечные;
- двухточечные;
- многоточечные.
При гидравлическом расчете встречаются следующие разновидности:
- безнапорные;
- полунапорные;
- напорные.
Для дорожного или железнодорожного дренажа обычно используются круглые водопропускные трубы, которые теоретически могут быть любого диаметра, но обычно используются диаметры 500 мм, 750 мм и 1000 мм. Длина полуметровых водопропускных труб может быть практически любой, в зависимости от конкретного случая; длина 0,75-метровых водопропускных труб не превышает 15 метров, а метровых — 30 метров.
Водопропускные трубы с сечением 500 мм и длиной до 10 м обычно используются для отвода талых и дождевых вод с внутренних дорог.
Установка водопропускных труб под дорогой.
Технология установки водопропускной трубы под дорогой состоит из нескольких этапов:
- Подготовка траншеи.
- Заливка фундамента.
- Прокладка трубопровода.
- Строительство дорожной насыпи.

Первым шагом является создание траншеи с теми же размерами, которые были рассчитаны при планировании. Также важно учитывать почву на участке — неподходящая почва может помешать установке тяжелой конструкции. Тип грунта также оказывает непосредственное влияние на способ строительства стен котлована.
Раскопки ведутся традиционным способом:
- Сначала выкапывается верхний слой почвы;
- Первый этап — это земляные работы;
- Операция повторяется на каждом уровне грунта до проектной глубины.
Для отвода воды из котлована используются обычные дренажные системы или насосы. Это важный момент — водопропускные трубы обычно проходят через заболоченные участки, поэтому важно обеспечить хорошую дренажную систему, чтобы конструкция могла функционировать должным образом.
Габионы — специальные модули, заполненные обычными камнями, — используются для укрепления стен траншей и насыпей. Чтобы сделать систему максимально надежной, под нее укладывается гидроизоляционный материал.
