Водопропускные трубы: назначение, типы, применение и монтаж

Дренажные водопропускные трубы — это искусственные сооружения, которые прокладываются под автомобильной или железнодорожной трассой и используются для пропуска сточных вод. Вода может протекать через них непрерывно или через равные промежутки времени. Они также могут служить проходом для людей.
Водопропускные трубы и элементы используются в качестве альтернативы небольшим мостам. Когда технико-экономическая эффективность моста и трубы одинакова, предпочтение отдается мосту из-за таких преимуществ:

  • не разрушает непрерывность земной массы;
  • требует меньших материальных затрат по сравнению с мостом;
  • высокая эффективность в насыпях с толщиной засыпки более 2 м. Толщина обратной засыпки от поверхности трубы до нижнего слоя дороги должна быть не менее 0,5 м.

Водопропускные трубы: назначение, типы, применение и монтаж

Основные разновидности

В зависимости от материала различают:

  • металлические;
  • бетонные;
  • железобетонные;
  • пластиковые.


В зависимости от площади поперечного сечения изделия бывают:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • овальные;


В зависимости от количества точек в сечении различают:

  • одноточечные;
  • двухточечные;
  • многоточечные.


При гидравлическом расчете встречаются следующие разновидности:

  • безнапорные;
  • полунапорные;
  • напорные.


В напорных трубах работает все сечение, в полунапорных все сечение работает только у напора, а в безнапорных работает, как правило, только часть сечения.


Для дорожного или железнодорожного дренажа обычно используются круглые водопропускные трубы, которые теоретически могут быть любого диаметра, но обычно используются диаметры 500 мм, 750 мм и 1000 мм. Длина полуметровых водопропускных труб может быть практически любой, в зависимости от конкретного случая; длина 0,75-метровых водопропускных труб не превышает 15 метров, а метровых — 30 метров.
Водопропускные трубы с сечением 500 мм и длиной до 10 м обычно используются для отвода талых и дождевых вод с внутренних дорог.

Установка водопропускных труб под дорогой.

Технология установки водопропускной трубы под дорогой состоит из нескольких этапов:

  • Подготовка траншеи.
  • Заливка фундамента.
  • Прокладка трубопровода.
  • Строительство дорожной насыпи.

Водопропускные трубы: назначение, типы, применение и монтаж

Первым шагом является создание траншеи с теми же размерами, которые были рассчитаны при планировании. Также важно учитывать почву на участке — неподходящая почва может помешать установке тяжелой конструкции. Тип грунта также оказывает непосредственное влияние на способ строительства стен котлована.
Раскопки ведутся традиционным способом:

  • Сначала выкапывается верхний слой почвы;
  • Первый этап — это земляные работы;
  • Операция повторяется на каждом уровне грунта до проектной глубины.


Глубина котлована не должна быть меньше уровня промерзания грунта в данном регионе, иначе водопропускная система просто придет в негодность из-за последствий вспучивания грунта.


Для отвода воды из котлована используются обычные дренажные системы или насосы. Это важный момент — водопропускные трубы обычно проходят через заболоченные участки, поэтому важно обеспечить хорошую дренажную систему, чтобы конструкция могла функционировать должным образом.

Габионы — специальные модули, заполненные обычными камнями, — используются для укрепления стен траншей и насыпей. Чтобы сделать систему максимально надежной, под нее укладывается гидроизоляционный материал.

Водопропускные трубы: назначение, типы, применение и монтаж
Оцените статью
Журнал о ремонте и строительстве.